Жалоба на КБМ по ОСАГО

Коэфициент бонус-малус — это система скидок либо же, наоборот, увеличения стоимости полиса, применяемая при его оформлении.

То есть, говоря простыми словами, если водитель год от года будет управлять автомашиной, не попадая в ДТП, то и его коэффициент будет постоянно уменьшаться (а, значит, и общая стоимость страховки тоже будет понижаться). В случае же, если автолюбитель в течение года хотя бы раз попал в аварию, то его КБМ увеличится (за каждое последующее дорожное происшествие он также будет расти).

Такая высокая аварийность может привести в конечном счете к тому, что для неудачливого водителя стоимость полиса может вырасти не просто на несколько процентов, а в несколько раз. Именно поэтому правильный расчет этого коэффициента так важен, ведь от него напрямую зависит сумма, которую автовладельцу придется заплатить.

Также следует сказать, что вообще отказаться от использования этой системы нельзя — ее необходимость прямо прописана в федеральном законе об автостраховании. Исключение существует только в двух случаях — либо если оформляется временный (транзитный) полис либо если полис оформляется на автомобиль, зарегистрированный в иностранном государстве.

На настоящий момент выделяют три основных типа этого коэффициента:

  • водительский КБМ (рассчитываемый на каждого водителя, вписанного в страховой документ);
  • коэффициент для владельца автомобиля (который является не просто водителем, но и непосредственным хозяином авто);
  • расчетный коэффициент (тот, который будет использоваться в итоге).

Причины подачи жалобы на кбм

Основных причин для подачи жалобы на страховщика о некорректном применении КБМ существует две.

  • Первая — это ситуация, когда компания использовала в своих расчетах коэффициент, но сделала это с ошибками (неправильно его рассчитала, воспользовалась неверной информацией о водительском уровне и так далее).
  • Вторая — это случай, когда страховщик под тем либо иным предлогом вовсе отказался от использования этой системы.
Предлагаем ознакомиться  Когда можно восстановиться в университете

Любая из этих ситуаций является веским поводом для подачи жалобы на страховщика. Конечно, автолюбитель может оставить все как есть (например, если различия между примененным и реальным коэффициентами не такие существенные). Однако в дальнейшем эта ошибка может значительно его испортить его статистику и привести к куда как большим расходам.

Поэтому в любой ситуации, когда система КБМ была применена неправильно, следует обращаться с жалобой сначала в саму страховую фирму, а потом и в вышестоящие инстанции. Причем делать это надо независимо от того, просто ли отказал страховщик в выдаче полиса по правильной стоимости либо автовладелец сначала получил полис, а потом обнаружил ошибку.

Что необходимо указать в жалобе

Если при оформлении автострахового полиса были неправильно рассчитаны либо вообще не использованы необходимые коэффициенты, то сначала можно попробовать решить эту проблему напрямую со страховой. В случае же, если страховщик не пошел на уступки и не хочет решать эту ситуацию по закону, то остается только подать на него жалобу в PCA.

При подаче первичной жалобы в саму страховую фирму сделать это можно в произвольном варианте (хотя некоторые компании имеют на своих сайтах установленные формы для подачи жалоб). Но в любом случае, как бы ни подавалась жалоба — рукописно по почте либо же через специальную форму, в ней в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • полная информация, касающаяся автолюбителя, который подает жалобу — его Ф.И.О., телефон, паспортные данные, адрес проживания и так далее;
  • сведения о страхуемом автомобиле;
  • дата обращения к страховщику;
  • номер автострахового полиса, а также дата его получения;
  • расчеты, касающиеся общей стоимости страхового документа по мнению автолюбителя;
  • сумма, которая должна быть возвращена компанией;
  • ссылки на соответствующие акты и законы, касающиеся расчета понижающих/повышающих коэффициентов.
Предлагаем ознакомиться  Когда расторжение брака производится через ЗАГС

Подавать такую жалобу можно либо через специальную форму, либо электронной почтой, либо же отправив ее заказным письмом. Часто подобные заявки рассматриваются быстро, а решение принимается в соответствии с требованиями водителя. В случае же, если страховая отказала в удовлетворении такой жалобы и прислала письменный отказ, то остается только писать жалобу в союз автомобильных страховщиков (PCA).

Какие прикладывать документы

Кроме написания самой жалобы, необходимо приложить к ней и комплект документов. Какой именно — зависит от конкретной ситуации. Минимальным набором является наличие копий водительского документа и паспорта водителя.

В случае же, если при оформлении полиса автострахования вместо коэффициентов, положенных одному водителю, взяли коэффициенты другого (также имеющего право на управление данной автомашиной), то тогда потребуется приложить копии документов и этого автолюбителя. А в ситуации, когда полис был уже приобретен, и только после этого собственник автомобиля заметил наличие ошибки в расчетах, придется приложить к этому комплекту и копию полученного полиса.

Следует не забывать, что просто поданная жалоба, без наличия прикрепленных документов (даже хотя-бы одного из них) не будет рассмотрена. Именно поэтому к подбору документов, направляемых для рассмотрения, следует подойти максимально внимательно.

Также, если были поданы жалобы и страховщику и в PCA, но они остались без рассмотрения, автомобилисту останется только подать иск в суд. В таком случае кроме полного набора указанных документов могут потребоваться и дополнительные — например оригиналы (либо распечатки, если были получены в электронном виде) ответов из страховой фирмы и из союза автостраховщиков, которые не устроили водителя.

Куда подавать жалобу

Как уже говорилось выше, для начала можно попробовать решить проблему с некорректным использованием коэффициента КБМ напрямую с фирмой-страховщиком. Для этого необходимо отправить жалобу в главный офис компании (либо отправить заявку через специальную форму на главном сайте такой фирмы).

Предлагаем ознакомиться  Жалобы на ростелеком в роспотребнадзор

В зависимости от того, изменится ли решение страховщика в пользу водителя либо же останется без изменений, следует подавать жалобу в следующую инстанцию.

В случае с полисами автострахования ей является PCA. О том, как правильно ее составить — уже рассказывалось. Отправить оформленную заявку можно одним из трех способов: через интернет (воспользовавшись официальным сайтом организации), почтой (отправлять такие документы следует ценным либо заказным письмом), а также лично.

В последнем случае можно воспользоваться списком офисов союза автостраховщиков, находящихся на их сайте — если такой окажется в вашем городе, то отдать документы лично будет самым надежным и правильным вариантом (в таком случае работник, принимающий жалобу и дополнительные бумаги, проверит наличие всех необходимых документов и правильность составления заявки).

В подавляющем большинстве случаев жалобы в PCA бывает достаточно для того, чтобы страховщик быстро изменил свою позицию и выполнил возврат автолюбителю средств, которые были взяты сверх необходимого. Но в ситуации, когда и союз автостраховщиков не вынес свое решение в пользу автомобилиста, приходиться обращаться еще выше. Тут существует два варианта решения: либо сразу подавать иск в суд, либо обратиться с жалобой в Центральный Банк или Роспотребнадзор.

Заключение

Таким образом, решить проблему с ошибками в расчетах стоимости автострахового полиса довольно просто. Чаще всего они решаются сразу на месте или после жалобу в страховую фирму. Однако, если подобные меры не помогли, автолюбитель должен отстаивать свои права вплоть до судебного разбирательства. Ведь, если оставить все как есть, подобные ошибки могут возникать регулярно, что повлечет за собой ухудшение статистики водителя и пустое расходование денежных средств.