Статья 160 УК РФ — присвоение или растрата

Тайное хищение в таком случае квалифицируется по статье 158 уголовного кодекса РФ. Таким образом, существенное отличие присвоения от воровства заключается в том, что преступник не изымает собственность у владельца, а обретает права на нее на законных основаниях. Присвоение и растрата имущества — преступления, которые осуществляются двумя путями. Первый способ — совершение определенного действия (например, когда виновный использует собственность, которая была передана ему на хранение).

Растрата считается оконченной с момента незаконного издержания вверенного имущества.

Несмотря на то что госимущество по закону должно охраняться также как и другие формы собственности, оно отличается от частной собственности методами использования, назначением.Поэтому укрепление контроля и уголовно-правовой охраны – приоритеты при борьбе с похищением и растратой гос. собственности. Не зря исследователи считают, что имущественные отношения, участником которых является государство, имеют особенности, в результате чего складываются предпосылки для признания их самостоятельным видом отношений.

Меры по контролю сделок, совершённых на заведомо невыгодных условиях, проводились ещё в 1922 году при РСФСР. По Уголовному кодексу тех лет существовала статья, подразумевающая ответственность предпринимателя, заключившего договор с властями и не выполнившего свои обязательства по нему в силу недобросовестного отношения к своим обязательствам.

Система действующих рыночных отношений сказалась на развитии экономики и на формировании отношения к государственному имуществу со стороны бизнеса. В данной системе каждый бизнесмен заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а не в честной сделке.

То есть, такая трактовка формально декриминализировала злоупотребление служебными правами для лиц, занимающих положение с такими полномочиями, злоупотребление которыми способствует организации преступления, что привело к проведению незаконной приватизации национальных предприятий. В таком же виде понятие существует в нынешнем Уголовном кодексе ст. 158 примечание 1.

Хищение государственного имущества статья УК РФ

По закону, на основании признака «противоправности», классифицированы следующие разновидности хищения:

  1. Растрата.
  2. Кража.
  3. Грабёж.
  4. Присвоение.
  5. Мошенничество.

Развитием среды для процветания коррупции и краж в 90-е годы послужила некачественная разработка законодательной системы, которая приняла понятие «хищение» в такой формулировке, цитата: «согласно федеральному закону от 01.07.1994 понятие хищения обозначало противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершённое в корыстных целях».

По мнению части экспертов-правоведов, УК РФ компенсирует отсутствие акцента на хищении государственной собственности следующими статьями, накладывающими ответственность на чиновников и должностных лиц:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 285 УК РФ).

Статистика по применению 285 ст. УК РФ, по данным сайта «Росправосудие»:

  • Статистика2010г. – 7 676 дел, из которых 994 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1132), Ставропольский край (289), Саратовская область (286);
  • 2011г. –14 895 дел, из которых 2391 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1791), Красноярский край (617), Саратовская область (556);
  • 2012г. –14 260 дел, из которых 2382 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1604), Красноярский край (531), Московская область (519);
  • 2013г. – 11 627 дел, из которых 72 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1257), Республика Хакасия (488), Красноярский край (466).

Представлено количество возбуждённых уголовных дел в первой инстанции суда, касаемо 286 ст. УК РФ:

  • 2010г. –6 279 дел, из которых 754 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (189), Ростовская область(173), Краснодарский край(167);
  • 2011г. – 12 063 дел, из которых 1983 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Москва (687), Московская область (66), Красноярский край (529);
  • 2012г. –11 530 дел, из которых 2170 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (606), Ростовская область(587), Красноярский край (524);
  • 2013г. –9 448 дел, из которых 55 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Ростовская область (525), Краснодарский край(432), Красноярский край (404).

Сложно говорить об эффективности применения данных нормправоприменителем: многочисленные выявленные случаи кражи гос. средств (например, растраты на строительство к Олимпиаде в Сочи) остаются безнаказанными до сих пор. Одной из мер, предложенных правоведами, является усовершенствование определения, дополнив его указанием способов хищения, в том числе со злоупотреблением служебными функциями.

Понятие хищения

На данный момент воровство сбавило сумасшедший темп, но стало системным, осуществляя захват гос.собственности по отработанным, налаженным схемам. Основной элемент в мошеннических манипуляциях с гос. имуществом – люди, способные использовать своё служебное положение для достижения личных выгод и связанных с ними предпринимателей.

Предлагаем ознакомиться  Новые законы рф для получения гражданства

Разрабатывая и реализуя эффективную политику в сфере борьбы с хищениями, перед законодателем и правоприменителем стоят следующие задачи:

  • Законработа в сфере законодательной базы, т.е. разработка законов, регулирующих управление собственностью страны и сделками в отношении гос.ресурсов;
  • подготовка эффективных экономических реформ, повышение качества законодательных антикоррупционных мероприятий;
  • эффективное применение существующей законодательной базы для раскрытия преступлений, грамотная классификация действий нечестных чиновников и бизнесменов, точное определение хищения государственного имущества статья УК РФ;
  • повышение подготовки правоохранительных органов, обеспечение возможности борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Какой грозит срок за кражу государственного имущества

Одним из методов похищения собственности является её продажа по бросовой цене, которая объясняется тем, что действительная её стоимость не равна рыночной.

Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.

О рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств обязаны заботиться власти, заключающие подобные соглашения, конкретнее люди, наделённые полномочиями по организации расходования ресурсов.

Проблема именно в том, что эти уполномоченные лица злоупотребляют своим положением для достижения личных целей. Складывается ситуация, когда от сделки выигрывает подрядчик и конкретный чиновник, но не государство.

Что грозит за хищение бюджетных средств по статье 158 УК РФ

Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях.

Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.

Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств. Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.

Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:

  1. Хищение при осуществлении государственных закупок;
  2. Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.
  3. Хищение при реализации целевых государственных программ;
  4. Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
  5. Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
  6. Незаконный возврат из бюджета НДС;

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги.

  • хищение;
  • приобретение права.

Способ совершения преступления:

  1. кража – тайное хищения имущества;
  2. мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

    Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т.

    Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной.

    Статья за хищение и кражу государственного имущества в УК РФ

    Для этого должностное лицо может подделать необходимые документы и осуществить продажу имущества, на которое особых прав не имеет. Если виновный часть вверенного ему имущества растратил, а другую часть присвоил, то действия не определяются, как совокупность преступлений.

    Ответственность будет нести злоумышленник по одной статье. Наказание должностное лицо будет нести исходя из своих действий. В некоторых случаях виновного могут привлечь за злоупотребление своими полномочиями по совокупности преступлений.

    При определении состава преступного деяния необходимо детально изучить обстоятельства совершения хищения.

    Следует четко отличать нахождение похищаемого имущества в законном владении виновного в силу должностных обязанностей и наличие у него доступа к такому имуществу в связи с выполняемой работы.

    Похищение чужого имущества при обстоятельствах доступа к госимуществу, квалифицируется как кража.

    При изучении особенностей данного вида правонарушений,совершённых лицами, занимающими определённое служебное положение, возникает сужение понятия субъекта правонарушения и сужение определения способа мошенничества, так как налагаются дополнительные признаки.А именно: наличие служебного положения и доказательства использования должностных функций при реализации преступления.

    Предлагаем ознакомиться  Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства

    В мире исследователей-правоведов на тему похищения с использованием служебного положения сложились две точки зрения касательно формулировки «хищения» в Уголовном кодексе:

    • Наручникиподдержка отказа законодателя от восприятия и понимания хищения со злоупотреблением рабочих правомочий как от самостоятельной разновидности хищения. Главный аргумент сторонников данной позиции – суть такого правонарушения, как похищение, мошенничество или растрата, остаётся все той же, без привязки к использованию лицом служебных функций;
    • отрицание данной трактовки: использование должностного положения особо характеризует правонарушение.Не ставит его на одну доску с кражей или растратой – содержание методов хищения затрагивает вопросы, связанные с наличием должностных функций (обман подчинённых, кража имущества, находящегося в ведении преступника, наличие возможности отдавать распоряжения людям, несущим материальную ответственность за ресурс).

    Отсутствие точных формулировок и единого мнения на этот предмет, разделило правоведов на три лагеря, дискутирующих по поводу субъекта правонарушения в данном случае.

    Три точки зрения правоведов на понимание понятия субъекта, совершающего преступления с использованием должностных функций:

    1. СудЧаще всего судебная практика придерживается определения, под которое попадают как граждане, реализующие функционал представителей власти, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, институтах, так и лица, занимающиеся управлением в коммерческих организациях, не связанных с государством.
    2. Субъектами считаются лица, обладающие управленческим функционалом в коммерческих организациях.
    3. По третьей точке зрения, помимо вышеперечисленных типов должностных лиц, под определение попадают обыкновенные служащие (независимо от того работают они на государство или коммерческую организацию) без управленческого функционала.

    Экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем коррупции, мерами противодействия взяточничеству, мошенническим схемам, разворовыванию богатств и ресурсов государства.

    Причинами сложившийся ситуации можно назвать:

    1. ЧиновникиОтсутствие эффективных экономических реформ.
    2. Процесс криминализации верхов российского общества.
    3. Сращивание нелегального капитала с бизнесом, интеграция в государственные структуры предпринимателей, незаконно наживших богатства.
    4. Рост аппарата чиновников.

    Разработка и реализация программ, регулирующих уровень коррупции, – приоритетная задача государства, ведь на сегодняшний день коррупция является проблемой национального масштаба.

    Урон, наносимый воровством, выражен в следующих цифрах:

    • ежегодно экономика страны теряет примерно 400 миллиардов долларов;
    • бюджеты ряда правительственных программ разворовываются на 70%;
    • минимум 45% денег на развитие социальной инфраструктуры фактически украли.

    Такими программными документами являются «Стратегия национальной безопасности РФ» и «Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы».

    Приблизительная статистика по ситуации со взяточничеством такова:

    1. Треть прибыли крупных предпринимателей уходит в карман чиновникам разного уровня.
    2. Самые «хлебные» для получения взятки места – таможня и гос.компании.
    3. Социологические опросы экспертов показывают, что половина опрошенных респондентов готовы дать взятку для достижения своих целей в государственных органах, что красноречиво говорит о том, что общество фактически приводит к образованию «Культуры дачи взятки».

    В правовом поле решением проблемы власти занимаются с начала 2000-х. Разработано два федеральных закона «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Положительным моментом можно считать криминализацию действий посредников, участвующих в организации взятки.

    При должной защите интересов государства можно добиться впечатляющих результатов, положительно влияющих на экономику страны и уровень жизни её граждан:

    • снижение инфляции;
    • увеличение рабочих мест;
    • рост среднего дохода населения на 10%;
    • рост ВВП;

    Коррупция напрямую связана со злоупотреблением чиновников своими служебными функциям, превышением полномочий и ведёт к хищению госимущества в особо крупном размере, обнищанию минимум 80% процентов населения.

    Поэтому возникает вопрос: достаточно ли правоприменителю вышеперечисленных норм наказания? Судя по ежегодному росту «угона» денежных средств, напрашивается вывод о низкой эффективности применения закона, необходимости его дополнения, возможно ужесточения мер наказания в отношении гос. собственности.

    Именно чиновник, злоупотребляющий своим положением, является субъектом коррупционного правонарушения, действующим вопреки интересам общества и государства. Мероприятия по борьбе с коррупционерами и коррупционными отношениями должны проводиться на всех уровнях (от местного до федерального), при активном участии всех общественных институтов и организаций, органов власти.

    Проблематика определения субъекта при правонарушениях, связанных с использованием должностных полномочий

    Основными регуляторами действий должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственную, экономическую функцию со стороны государства, выступают статьи 285 и 286 УК РФ. По данным правовым нормам, ответственность предусматривается при злоупотреблении своими обязанностями (т.е. когда человек использует свои рабочие обязанности для достижения цели, при этом злоупотребление может заключаться и в проявляемом бездействии со стороны человека) и превышении полномочий (т.е. выход за рамки своих рабочих обязанностей).

    Предлагаем ознакомиться  Усыновление ребенка: как это сделать, с чего начать и что нужно, куда обращаться

    Иногда классифицировать деяние по какой-либо из данных норм затруднительно. Правоприменители часто спотыкаются о признак «корыстной заинтересованности» при назначении статьи о злоупотреблении. Например, обвиняется государственный эксперт в том, что выдача его заключений по какому-либо вопросу проводилась с нарушениями. Выдавал заключения без оформления необходимой документации: статья 286 – превышение.

    Но можно ли классифицировать его действия по данной норме, с учётом того, что эксперт обладает правом выдавать заключения, т.е. это входит в его полномочия? Правоприменитель отталкивается в конкретной ситуации от отсутствия корыстного интереса эксперта, но ведь виновный действовал согласно своим обязанностям, скорее злоупотребляя ими, выдавая заключения без должного правового оформления.

    При применении наказания за мошенничество, выделяют следующие признаки правонарушения:

    1. РукиЛицо заведует гос. имуществом в силу своего положения.
    2. Полномочия данного лица предусматривают возможность распоряжаться собственностью при помощи/через других лиц.
    3. Кража совершена обманным путём с использованием своих должностных правомочий.

    Помимо указанных статей, законодателем предусмотрено выделение признака хищения с использованием своей должности в статьях за мошенничество, растрату и присвоение.

    Растрата или присвоение с использованием служебного положения имеют схожие признаки:

    1. Правомочия использованы для реализации акта похищения.
    2. Лицо заведует имуществом, материально ответственно за расход.
    3. По своей службе лицо имеет функции по использованию государственного имущества.

    Соответственно, правовой подход к формированию данной нормы должен учитывать специфику преступлений такого рода.

    Какой срок за кражу денег?

    33 УК РФ и ч. 2 ст. 34 УК РФ. Действия лица, которое непосредственно не принимало участия в хищении имущества, но давало советы, указания, обещало устранить препятствия, обещало скрыть следы преступления, сбыть украденное, необходимо квалифицировать как соучастие в форме пособничества в силу ч. 5 ст. 33 УК РФ. По судебным правилам, при отсутствии двух исполнителей кражи этот квалифицирующий признак не вменяется.

    Ответственность за кражу отягощается проникновением в квартиру или дом.

    Такое преступление не требует дополнительной квалификации по ст. 139 УК РФ как нарушение неприкосновенности жилища. При незаконном проникновении методом взлома замков, дверей, решеток, дополнительная квалификация не требуется и по ст.

    Если умышленно уничтожена

    Наказание за хищение муниципальной собственности

    Присвоение вверенного имущества Присвоение или растрата чужого имущества, вверенного виновному, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

    (в ред. Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.

    Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной.

    Статья 158 Уголовного кодекса РФ

    2 ст. 158 УК РФ — тайное хищение чужого имущества совершенное: группой лиц по предварительному сговору, когда соисполнители договариваются о деянии до начала его совершения; с незаконным проникновением в помещение или иное хранилище – тайное или открытое вторжение в помещение с целью кражи чужого имущества;

    с причинением значительного ущерба (ущерб определяется с учетом имущественного положения потерпевшего, однако он не может составлять менее 5000 рублей) либо из одежды, сумки или иной ручной клади, находившейся при потерпевшем: наказывается максимально – лишением свободы сроком до 5-ти лет с ограничением свободы на срок до одного года, минимально – штрафом до 200 000 рублей.

    1. ч. 3 ст. 158 УК РФ — тайное хищение чужого имущества, совершенное: с незаконным проникновением в жилище потерпевшего – тайное или открытое вторжение с целью кражи имущества; из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода; в крупном размере (когда сумма кражи превышает 250 000 рублей); с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств:

    Содержание статьи 158 УК РФ «Кража в особо крупном размере»

    Однако, что делать, если украдено имущество, определение стоимости которого не так очевидно? Чтобы его определить, необходимо собрать следующий пакет документов:

    1. Справка о стоимости украденного товара в розницу;
    2. Справка о стоимости украденного товара оптом;
    3. Справка о комиссионной стоимости украденного товара;

    Важно Если собрать такие документы и определить стоимость украденного имущества нельзя, то необходимо провести оценку с помощью эксперта.

    Статья 158 УК РФ состоит из 4 частей, каждая из которых определяет меру наказание за конкретные случае хищения (различающиеся по количеству участвующих лиц, размеру кражи и т.д.). Разберем каждую часть по отдельности.

    Так:

    1. Часть вторая.
    2. Часть первая. Обычное хищение, а именно: штраф до восьмидесяти тысяч рублей, общественно-принудительные работы или лишение свободы на срок до двадцати четырех месяцев;